УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ - региональная экспертиза тарифов на энергию
[AD]
Научные работы Скомарохова А.М.
Главная Мои стихи Ссылки Идеология денег. Пророчества о России Библия и западная философия 20 века. Библия и ее Бог. Мысли и непонятки


Новосибирский государственный технический университет


А. И. Карпович, М. А. Кувшинова, А. М. Скомарохов


Разработка научно-методического обеспечения задач управления региональными производственными системами (на примере энергетики)




Новосибирск 1999

А.И. Карпович, М.А. Кувшинова, А.М. Скомарохов. Разработка научно-методического обеспечения задач управления региональными производственными системами (на примере энергетики). - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - с.


В работе рассматриваются возможности повышения качества управления электроэнергетическими системами на основе совершенствования процедур региональной экспертизы тарифов на энергию и применения экономико-математических моделей и методов для решения задач планирования с учетом неоднозначности исходной информации.

Работа рассчитана на широкий круг читателей.

Рецензенты: д-р экон. наук, проф. А.И. Щербаков
к.т.н., доцент В.С. Ларионов


@ Новосибирский государственный технический университет, 1999.


ВВЕДЕНИЕ


Региональные производственные системы составляют экономические субъекты, деятельность которых включает в себя сферу производства и передачи электрической и тепловой энергии, услуги местной и междугородной внутрирегиональной телефонной связи, транспортировку и распределение газа по трубопроводам, услуги водно-канализационного хозяйства и некоторые другие сферы. Объединяющей их особенностью является то, что они суть субъекты региональной производственной инфраструктуры и, как правило, относятся к субъектам естественных монополий.

К числу задач управления региональными и, прежде всего, электроэнергетическими системами относятся: составление текущих планов и построение целевых целевых программ развития данных систем, разработка стратегий формирования портфеля инвестиций, определение направлений тарифной политики и конструирование процедур региональной экспертизы тарифов на энергию. Их решение в условиях рыночной формы организации хозяйствования сопряжено с наличием значительного уровня неопределенности и, следовательно, риска в достижении тех или иных целевых установок, связанных с реализацией упомянутых задач. В данном научном издании предлагаются различные методы, формализованные модели и процедуры, которые могут быть полезны в качестве научно-методической поддержки или инструментария для обоснования выбора рациональных вариантов решений указанных выше задач.


1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ




Наиболее эффективным современным средством совершенствования экономического механизма региональной энергетической политики в сфере энергоснабжения в последние годы в ряде стран Западной Европы и Америки считается организация конкурентных региональных рынков энергии. В России интерес к подобным нововведениям и практические шаги в этом направлении обусловлены актуальностью интегрирования электроэнергетики в формирующуюся рыночную среду и стремлением значительного повышения эффективности энергоснабжения [4].

При определении путей рыночных преобразований в электроэнергетике следует, таким образом, исходить из необходимости того, чтобы ожидаемые результаты этих преобразований выражались:

- в формировании приемлемых для производителей и потребителей тарифов на энергию;

- создании благоприятных инвестиционных условий для развития, реконструкции и технического перевооружения предприятий отрасли;

- обеспечении необходимой надежности функционирования и развития энергоснабжающих организаций;

- ограничении воздействия энергоисточников на окружающую среду.

Достижение указанных результатов в условиях рыночной формы организации хозяйствования в регионах страны требует прежде всего кардинальной трансформации функций самих энергокомпаний (ЭК).

Во-первых, в существенной мере возрастает значение функций внутрифирменного планирования и контроля, необходимости совершенствования их технологий. Это связано в свою очередь с тем, что при многократно возросших рисках и недоступности бюджетных источников финансирования повышается «цена» ошибок при принятии управленческих (плановых) решений и, следовательно, - ответственность за них руководства.

Во-вторых, изменения состоят в том, что ЭК необходимо переходить от режима пассивного покрытия региональной потребности в энергии и мощности к режиму активного воздействия на этот спрос. Новая функция ЭК, таким образом, состоит в управлении спросом.

Возможности управления спросом (demand-side management – DSM) и создания связанной с ним системы комплексного ресурсного планирования (integrated resource planning – IRP) [14, 16, 17, 18] в России еще недостаточно изучены и слабо применяются.

Сущность управления спросом заключается в целенаправленном и планомерном воздействии ЭК на объемы, структуру и режимы энергопотребления в обслуживаемом регионе. Инструментами в этой сфере деятельности являются: системы тарифов, учитывающие временной фактор, качество энергоснабжения, платежеспособность потребителей и другие моменты; применение различных программ управления режимами нагрузки потребителей; поддержка инвестиционных проектов (включая участие в них) по повышению уровня электрофикации народного хозяйства региона; оказание помощи (стимулирование) потребителям региона в энергосбережении для достижения экономии затрат на сооружение новых генерирующих мощностей.

Проанализируем возможные тарифные стратегии региональной энергокомпании с точки зрения их экономических последствий как для самой ЭК, так и для потребителей энергии, а также для интересов региона и государства.

В большинстве регионов России электроэнергетика функционирует в условиях традиционной вертикально интегрированной структуры энергокомпаний, когда производство, передача и распределение электроэнергии осуществляется в данном регионе в рамках одной ЭК. Такая региональная компания по энергоснабжению (РКЭ) имеет статус «естественной монополии» и обладает определенной монополистической властью над потребителями энергии.

Можно выделить два стратегических варианта тарифной политики РКЭ, принципиально различающихся по применению этой власти во взаимоотношениях с потребителями:

1) Стратегия краткосрочной максимизации доходов энергокомпании, направленная на «выжимание» максимального дохода из потребителей («больше сегодня»).

2) Стратегия долгосрочной максимизации доходов энергокомпании, направленная на развитие платежеспособного спроса, т.е. на поддержку и развитие потребителей как единственного источника получения дохода РКЭ («больше завтра»).

Остановимся подробнее на достоинствах и недостатках каждой стратегии.

Достоинства стратегии краткосрочной максимизации доходов энергокомпании – быстрое получение сверхприбыли для РКЭ в краткосрочном периоде и отсутствие необходимости в затратах на научно-техническое развитие. Недостатки – отсутствие развития РКЭ и перекладывание своих затрат через возрастающие тарифы на потребителей приводит к тому, что последние:

- разоряются;

- вынуждены сокращать потребление от РКЭ, в том числе:

· переходить на альтернативные источники энергии;

· переводить капитал в другие сферы деятельности или на другие территории;

- не производят/задерживают оплату полученной энергии;

- прибегают к несанкционированным подключениям к сети, что увеличивает коммерческие потери РКЭ.
Рис.1.1. Последействия стратегии краткосрочной максимизации доходов энергокомпании

Промышленные потребители не выдерживают конкуренции с импортом аналогичной товарной продукции из-за высокого уровня затрат на энергию, обусловленного в том числе и отсутствием деятельности ЭК, направленной на снижение энергоемкости их продукции. В долгосрочном плане имеет место парадокс: «Увеличение энергоемкости – снижение энергопотребления».

Для региона данная стратегия оборачивается сужением его экономического потенциала, а для населения – снижением реальных доходов. Энергокомпанию в обозримом будущем ждет ухудшение финансового состояния из-за постоянного падения реального платежеспособного спроса, роста удельного веса неденежных типов платежей в общем объеме реализованной продукции и увеличения цен на товары и услуги, потребляемые самой ЭК (Рис. 1.1.).

Таким образом, первая стратегия для РКЭ бесперспективна, а для местных органов власти выражается в уменьшении налоговых поступлений, сокращении рабочих мест и сопровождается ростом социальной нестабильности.

Задача государственной власти – не допустить реализации подобной стратегии энергокомпании, как имеющей негативные разрушительные последствия для региона и страны в целом.

Достоинства стратегии долгосрочной максимизации доходов энергокомпании -–увеличение доходов энергокомпании, связанное с ростом/стабилизацией спроса на энергию, а также социальные и экономические выгоды для государства, местных органов власти и всего общества в целом (Рис.1.2.).

Вместе с тем, последовательная реализация стратегии долгосрочной максимизации доходов требует изменения технологии управления в энергоснабжающей системе, приоритетов во взаимоотношениях РКЭ с потребителями энергии, а также перестройки механизма организации и регулирования при взаимодействии государственных органов с ЭК и потребителями, согласования их интересов.


Рис.1.2. Последействия стратегии долгосрочной максимизации доходов энергокомпании
Мотивация энергокомпаний к управлению спросом, к осуществлению стратегии долгосрочной максимизации доходов наряду с внешними факторами (растущими затратами на сооружение и эксплуатацию новых электростанций, неопределенностью будущего спроса на энергию, усилением конкуренции со стороны независимых источников электро- и теплоэнергии, кризисом неплатежей) должны формироваться специальными, правовыми и организационно-экономическими мерами со стороны региональных государственных органов, носящими предписывающий, ограничительный информационно-коммуникационный и поощрительный характеры.

Причем, по нашему мнению, реализация данных мер того или иного характера необходима при любой модели рынка энергии и мощности: от монопольного (вертикально интегрированная структура ЭК) до «конкурентного» - с максимальным дроблением компаний и созданием возможно большего количества субъектов. Наряду с тем, что выбор модели должен производиться исходя из национальных и региональных особенностей электроэнергетики, назначение этих мер, в частности, как раз и состоит в целенаправленном, можно сказать искусственном, конструировании рыночного механизма с такими заданными важнейшими атрибутами, как отсутствие дискриминации участников рынка, его информационная «прозрачность», «работающая конкуренция». Данные черты в свою очередь являются необходимыми условиями обеспечения свойства народнохозяйственной эффективности при развитии электроэнергетики в рамках рыночной формы организации хозяйствования.

В комплексе указанных выше мер важное место занимает региональная эколого-экономическая экспертиза тарифов на энергию, как средство согласования интересов субъектов регионального энергетического рынка.



Обмен ссылками [AD]
[AD]

региональная экспертиза тарифов на энергию, управление региональными электроэнергетическими системами

Hosted by uCoz
[AD]
[AD]