Региональная экспертиза тарифов на энергию - управление энергосистемой
[AD]
Научные работы Скомарохова А.М.
Главная Мои стихи Ссылки Идеология денег. Пророчества о России Библия и западная философия 20 века. Библия и ее Бог. Мысли и непонятки


УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ


М.А. Кувшинова, В. А. Шоба, А.М. Скомарохов



Рассматриваются экологические аспекты проблем управления региональными энергосистемами (ЭС), причины их появления и формулируются методические положения стимулирования ресурсосбережения и природоохранных мероприятий (ПМ) в региональных ЭС. Предлагаются основные направления развития управления воздействиями энергетики на окружающую среду (ОС) через совершенствование системы государственного регулирования в энергетике, в том числе механизма региональной эколого-экономической экспертизы тарифов на энергию.

Энергетика: проблемы управления и экология

Энергетика – один из наиболее весомых источников загрязнения биосферы земли. Трудно переоценить вклад энергетики как в развитие глобального экологического кризиса (парниковый эффект) так и «локальных» антропогенных воздействий (АВ) на ОС - химические и механические загрязнения воздуха, воды и почвы, тепловые загрязнения водоемов, электромагнитные загрязнения флоры и фауны. В настоящее время доля только тепловых электрических станций, в загрязнение воздушных бассейнов городов России составляет 60-90 % [1].
Спад промышленного производства и развитие кризисных явлений в энергетике (рис. 1), проявляющихся как «кризис неплатежей» и отсутствие стимулов к ресурсосбережению, привели к росту доли энергетики в объеме АВ и существенно отразились на эффективности проведения ПМ в энергетике.

Рис.1. Основные проблемы управления энергетикой, влияние на экологию и пути решения
Рис. 1. Основные проблемы управления энергетикой, влияние на экологию и пути решения

«Кризис неплатежей», т. е. разрыв между плановыми (регулируемыми) ценами и реальными финансовыми потоками, является одной из основных причин дефицита федерального и регионального бюджетов и постоянного недофинансирования ПМ. Без решения проблемы неплатежей эффективными могут быть только ПМ, финансируемые международными экологическими организациями. Ликвидация «непрозрачности» энергетики, т.е. разрыва между регулируемым государством плановыми ценами и фактической оплатой энергии, с помощью совершенствования информационного обеспечения ценового регулирования в энергетике – необходимое условие для эффективного ресурсосбережения и экологической дейтельности в энергетике.
Отсутствие конкуренции в тепло- и электроэнергетике ведет к тому, что так или иначе все затраты на энерго- и ресурсосбережение, платежи за сброс и выброс загрязняющих веществ в ОС перекладываются на потребителей. Поэтому в энергетике необходимо государственное регулирование, в том числе и экологической деятельности. Основой действующего механизма государственного ценового регулирования в энергетике является механизм экспертизы тарифов на энергию (рис. 2), который нельзя признать удовлетворительным [2, 3, 4].
Во-первых, при экспертизе рассматриваются только итоговые расчетные показатели, экспертиза “фиксирует” предложенные региональной компанией по энергоснабжению (РКЭ) плановые материалы. У органов государственного регулирования несанкционирован оперативный доступ к первичной информации.
Все что имеется у РЭК – предоставленные РКЭ обосновывающие и отчетные материалы. Проверка их достоверности в рамках действующего информационного обеспечения не реальна, так как в связи с особой глобальностью и сложностью ЭС как объекта регулирования не существует конечной совокупности показателей, которая могла бы полностью описать хотя бы главные стороны их развития. Всегда, безусловно, могут быть найдены многочисленные возможности использовать эти показатели так, что это не будет соответствовать интересам потребителей и всего общества в целом.

Рис.2. Действующий механизм ценового регулирования как процесс формирования тарифов на энергию
Рис. 2. Действующий механизм ценового регулирования как процесс формирования тарифов на энергию

Второе, отсутствует анализ процессов, имеющих значительный временной лаг. Экспертиза тарифов проводится раз в год – квартал, при этом РКЭ предоставляет данные о разнице между основными плановыми и фактическими показателями за прошлый период, а не интегрально. Планирование на более длительный период отсутствует, т.е. перспективное управление остается за рамками экспертизы тарифов на энергию. В результате долгосрочное планирование природоохранной деятельности в энергетике и прогнозирование состояния ОС в значительной мере затруднено.
В третьих, из-за недостатка данных и методического обеспечения невозможно провести анализ причин отклонения от плана, оценить эффективность реализации. Не практикуется стимулирование РКЭ реализовывать свою деятельность с минимальными экономическими и экологическими затратами.
Четвертое, не обеспечена “прозрачность” информации о энергокомпаниях и органах их государственного регулирования для потребителей энергии. Возможности, появившиеся в результате развития сетевых информационных технологий не используются для информирования потребителей, общественных и экологических организаций. Не проработаны механизмы работы и со СМИ. Естественные монополии – цементирующее начало экономики любой страны, следовательно, закрытость информации по энергетике – это наличие потенциальной опасности использования всех ресурсов общества в узкогрупповых интересах.
Пятое, наличие кадровых проблем у РЭК из-за отсутствия достаточных и независимых от регулируемых организаций источников финансирования. К экспертизе привлекаются специалисты организаций, финансирование деятельности которых зависит от энергокомпаний.
И последнее, при экспертизе тарифов привлекаются специалисты по экологии для проведения экспертизы затрат только по экологическим мероприятиям, формирование тарифов идет без учета экологических аспектов, что обусловлено прежде всего отсутствием соответствующего нормативного и методического обеспечения.


Основные направления совершенствования региональной экспертизы тарифов


Совершенствование ресурсосбережения и природоохранной деятельности в энергетике невозможно без развития механизма государственного антимонопольного регулирования и в первую очередь механизма ценового регулирования экспертизы тарифов на энергию [2, 4].
Выделим основные направления совершенствования экспертизы тарифов на энергию:
· развитие юридического обеспечения;
· совершенствование информационного обеспечения;
· интеграция в рамках экспертизы тарифов экспертизы программ ресурсосбережения, экологической и социальной направленности;
· развитие моделей анализа производственно-хозяйственной деятельности в ЭС, моделей и процедур проведения экспертизы.
Хотя наибольший научный интерес среди этих направлений в рамках данной статьи вызывает третье, необходимо подчеркнуть, что без достаточного юридического и информационного обеспечения экспертиза тарифов не будет работоспособной. Кроме того, информационная открытость является необходимым условием появления рыночных отношений, т.е. развития конкуренции, которая является наиболее эффективным противозатратным механизмом.
Интеграция в рамках экспертизы тарифов экспертизы программ ресурсосбережения, экологической и социальной направленности.
Экологическая и ресурсосберегающая деятельность в РКЭ в значительной мере заморожена из-за неплатежей и финансового кризиса. Ощущается нехватка средств на современные приборы учета сбросов (вода), выбросов (воздух) и отходов. Определенную дезориентацию в природоохранной деятельности создает отсутствие координации действий организаций, осуществляющих надзор за влиянием энергетических объектов на экологию. В первую очередь – между федеральными и региональными комитетами по охране ОС, а также комитетами по охране природных ресурсов.
Отсутствие координации деятельности организаций, регулирующих экологическую, природоохранную и производственно-хозяйственную деятельность в ЭС, а также и энергосбережение ведет к тому, что регулируемые субъекты не в состоянии выполнить все рекомендации регулирующих организаций. Возникает разрыв между требованиями к РКЭ и реальными возможностями их удовлетворения.
Эффект масштаба и технологические особенности энергетики порождают зачастую невозможность определения эффективности ресурсосберегающего или экологического мероприятия без учета его влияния, в том числе и экономического, на все объекты в ЭС (и на энергоснабжающие у РКЭ, и на энергопотребляющие у потребителей), а также за ее пределами [5, 6].
Необходима координация деятельности по регулированию производственно-хозяйственной и экологической деятельности в ЭС, энергосбережения и деятельности по социальной защите населения (в том числе компенсации и тарифные скидки населению экологически «грязных» территорий). Как показывает зарубежный опыт, целесообразна интеграция экологической, ресурсосберегающей деятельности и экспертизы затрат РКЭ в едином механизме экспертизы тарифов на энергию[5, 6, 7]. На рисунке 3 показаны основные блоки интегрированной экспертизы тарифов на энергию.

Юридическое обеспечение.
В настоящее время, на наш взгляд, при развитии юридического обеспечения экспертизы тарифов следует выделить следующие основные задачи:
1) определение понятия коммерческая тайна по отношению к субъектам естественной монополии;
2) внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» (регулировать необходимо не только абсолютно монопольные рынки, но и олигополии);
3) юридическое закрепление развития взаимодействия с налоговой инспекцией по контролю финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и с силовыми ведомствами для борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями;
4) юридическое и методическое обеспечение развития конкуренции в энергетике, нацеленное на стимулирование «малой энергетики» (ветряные электростанции, малые ГЭС и т.п).

Рис. 3. Принципиальная структура интегрированной экспертизы тарифов на энергию
Рис. 3. Принципиальная структура интегрированной экспертизы тарифов на энергию

Постоянная смена законов, постановлений и нормативных актов оказывает негативное воздействие на экологическую и природоохранную деятельность. Необходимо не только совершенствовать юридическое обеспечение, важно создание информационной службы, в чьи функции входило бы консультирование регулирующих и регулируемых организаций по действующему экологическому законодательству.

Информационное обеспечение.
На сегодня особенно актуально развитие информационных систем поддержки принятия решений на основе использования сетевых технологий и распределенных баз данных (рис. 4).
Как показывает зарубежный опыт, только такие системы предоставляют действительно оперативный доступ к первичной информации, что особенно важно как для определения достоверности предоставляемых РКЭ данных, так и для контроля реализации утвержденных РЭК планов развития и функционирования энергокомпаний.
Компьютеризация всех звеньев оперативно-диспетчерского и административно-хозяйственного управления энергосистемы минимум до уровня энергопредприятия с подключением к этой сети не только энергоуправления, но и РЭК - основа санкционированного доступа к первичной информации и расчетным моделям предприятий, входящих в состав энергокомпаний.

Рис. 4. Информационное обеспечение экспертизы тарифов: структура распределенной информационной сети
Рис. 4. Информационное обеспечение экспертизы тарифов: структура распределенной информационной сети

Тяжелая экономическая ситуация в энергетике отодвигает на второй план вопросы управления экологическими воздействиями ЭС на ОС. Поэтому первоочередным должно быть развитие информационных систем в части контроля затрат РКЭ. Но в перспективе реально создание оперативно-справочной системы по экологическому режиму работы ЭС: расчет нагрузки на экосистемы на основе качественных характеристик топлива и технических параметров оборудования; прогнозирование АВ энергетики на ОС и т.п.
Что же касается энергосбережения, то необходимо подчеркнуть, что данное направление эффективно и с позиций экономики и экологии, но только при наличии правового и информационно-методического обеспечения.


Выводы

1. «Непрозрачность» хозяйственной деятельности в энергетике для регулирующих организаций и потребителей является основной причиной кризиса «неплатежей», т.е. недофинансирования природоохранной и экологической деятельности, а также и одной из причин полного отсутствия конкуренции среди производителей энергии на региональных энергетических рынках.
2. Недостаточная проработка принципов и механизмов управления энергетикой – одна из причин отсутствия стимулов к снижению затрат и энергосбережению, что проявляется как нерациональное использование природных ресурсов, экологически и технически неэффективное развитие и функционирование энергосистем.
3. Экспертиза тарифов не должна ограничиваться только планированием. Необходимы контроль реализации принятых планов развития и функционирования и экспертиза последействия тарифов для региона и энергокомпаний, причем у экспертов должен быть доступ к первичной информации, а не только расчетным данным.
4. Наиболее актуальным, первоочередным направлением развития экспертизы тарифов является совершенствование его информационного обеспечения с использованием сетевых информационных технологий для создания информационно-справочных систем оперативного доступа к первичной информации о функционировании ЭС.


[1] Ноздренко Г. В., Зыков В. В. Экологически перспективные энергоблоки электростанций: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1996. – 86 с.
[2] Карпович А. И., Кувшинова М. А., Скомарохов А. М. Разработка структуры и методических положений региональной эколого-экономической экспертизы тарифов на энергию // Экологически перспективные системы и технологии: Сб. науч. тр. / Под редакцией В.С. Чередниченко, - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998 – вып. 2 – 174 с.
[3] Томилов В. Г., Филиппова Т. А., Якимова А. П. Совершенствование деятельности энергосистем в области сбыта продукции. // Энергетик, 1995, № 4.
[4] Государственное регулирование в отраслях - естественных монополиях. (http://www.nns.ru/)
[5] Отчет. Структура управления и экономический механизм функционирования и развития электроэнергетики России в условиях акционирования (Первый этап). Методы и организация деятельности энергокомпаний в США./ Макаров А.А., Макарова А.С., Сорокин И.С., Дмитриев А. С., Колганова Н. А., Хабачев Л. Д. и др. Институт энергетических исследований. 1993 г.
[6] Demand-side management. The system operator’s perspective. A reference Document by the Nort American Electric Reliability Council Interconnected Operations Subcommittee. RDSM-2 December 1993 (http:\www.tsin.com\).
[7] Electric Restructuring in California: An Informational Report. Prepared for the California Public Utilities Comission (http:\www.cpuc.ca.gov\).

Опубликовано (стр. 82).

Экологически перспективные системы и технологии: Сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – Вып. 3. – 206 с.



Обмен ссылками [AD]
[AD]

региональная экспертиза тарифов на энергию, управление энергосистемой, управление региональными производственными системами, экологические аспекты управления энергетикой

Hosted by uCoz
[AD]
[AD]