Региональная экспертиза тарифов на энергию - управление энергосистемой
[AD]
Научные работы Скомарохова А.М.
Главная Мои стихи Ссылки Идеология денег. Пророчества о России Библия и западная философия 20 века. Библия и ее Бог. Мысли и непонятки


РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ


А.И. Карпович, М.А. Кувшинова, А.М. Скомарохов



Предлагается принципиальная структура региональной эколого-экономической экспертизы тарифов, которая включает экспертизу инвестиционных проектов по управлению энергообеспечением и энергопотреблением. Рассматриваются методические положения перехода региональных энергосистем на ресурсосберегающий и природоохранный путь развития.

Введение. Необходимость выполнения региональной экспертизы тарифов на энергию, совершенствования ее научно-методического обеспечения и технологии проведения определяются инфраструктурным характером энергетики как одной из отраслей жизнеобеспечения региона, важностью в связи с этим поддержания со стороны региональных властей баланса интересов производителей и потребителей энергии.
В связи со сказанным региональная экспертиза в качестве своего обоснования должна предполагать осуществление комплексного анализа и синтеза социально-эколого-экономических факторов при формировании тарифов на энергию.
Производство, передача и распределение энергии в региональных энергосистемах России концентрированы и централизованы. Существующие противоречия между интересами региональных энергетических компаний (ЭК) и потребителями их продукции обуславливают необходимость государственного регулирования их деятельности через региональную экспертизу тарифов на энергию и инвестиционных проектов (ИП), направленных на увеличение эффективности использования энергетических ресурсов в энергосистемах и у потребителей. Это имеет важное экологическое значение. Такая экспертиза необходима как региональным органам власти, чтобы контролировать и управлять деятельностью ЭК и потребителей энергии для увеличения поступлений в бюджет и реализации различных социальных и экологических проектов, так и самим ЭК для управления спросом на энергию в целях увеличения его платежеспособного объема.
Постановка задачи и анализ полученных результатов. В настоящее время действующую систему экспертизы тарифов на энергию нельзя признать удовлетворительной в виду отсутствия эффективной системы государственного регулирования и контроля. В итоге, среднеотпускные тарифы на энергию практически формируются по критерию максимума затрат ЭК. Потребители, в основной массе, не могут платить по искусственно вздутым ценам, что и явилось одной из причин появления неплатежей, а затем и появления таких механизмов, как бартер, взаимозачеты и т.п. Действующие тарифы, таким образом, не отражают реальных финансовых потоков.
В существующих условиях действует затратный механизм функционирования энергопредприятий [5]. Результат - неэффективность всей технологической цепи - от производства до потребления, что ведет к неконкурентноспособности конечной продукции потребителей, росту социальной напряженности, а также к неблагоприятной экологической ситуации (чем неэффективнее использование топливных ресурсов и оборудования - тем больше выбросов вредных газов в атмосферу, больше отходов производства и т.п.).
Рассмотрим структуру предлагаемой региональной эколого- экономической экспертизы тарифов на энергию, которую можно представить следующими укрупненными модулями-компонентами (рис.1) [4].

Рис.1 Структура модели региональной экспертизы тарифов на энергию
Рис.1 Структура модели региональной экспертизы тарифов на энергию.

Модуль 1. Подготовка данных, включая приведение информации разных лет и различных регионов к сопоставимому виду с учетом индексов цен на материальные ресурсы, индексации заработной платы, изменений в системе налогообложения, платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т.п.
Модуль 2. Анализ достоверности тарифов на энергию в отчетном периоде (ретроспективная оценка надежности плановых и экспертных решений по результатам функционирования ЭК).
Модуль 3. Индексный и структурный анализ социально-экономических показателей ЭК и региона, а также их сравнение с показателями других ЭК и регионов.
Модуль 4. Определение вероятностных характеристик затрат и их элементов, объемов реализованной продукции и прибыли ЭК, формирующих в совокупности тарифы на энергию.
Модуль 5. Экспертиза тарифов на энергию с учетом вероятностных характеристик показателей (анализ пакета плановой документации ЭК).
Модуль 6. Экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов по управлению энергообеспечением и энергопотреблением на основе анализа энергосберегающих тенденций, экономических и экологических последействий уровня тарифов для ЭК, потребителей и региона в целом.
Модуль 7. Агрегирование результатов экспертизы и их наглядное представление (визуализация) средствами компьютерной деловой графики.
В данной статье подробнее остановимся на 5 и 6 модулях предлагаемой модели региональной экспертизы тарифов на энергию.
В модуле 5 в зависимости от характера входной информации в автоматизированной системе поддержки решений по экспертизе тарифов целесообразно применение различных экспресс-алгоритмов: а) детерминированный; б) вероятностно-неопределенный; в) вероятностно-определенный [2, 3, 4].
Наибольшие трудности методического характера выдвигает третий экспресс-алгоритм. Если во втором алгоритме достаточно реализовать имитационное моделирование выходных параметров и в виде вариантной матрицы представить их специалисту, то экспресс-алгоритм с учетом вероятностно-определенного характера исходных данных представляет собой соответствующую обработку информации с целью получения ее вероятностных характеристик.
Предлагается использовать в части оптимизации режима энергосистемы метод статистических испытаний, а для определения вероятностных характеристик остальных выходных переменных - достаточно простой метод статистической линеаризации. Объем статьи не позволяет привести полученные расчетные формулы для определения математических ожиданий и дисперсий основных показателей ЭК. Практически исследованы более 30 показателей, в том числе: полезный отпуск электрической энергии, выработка электроэнергии, расход электроэнергии на собственные нужды, удельные расходы топлива, выбросы твердых частиц, окислов серы, азота и ванадия в атмосферу, суммарные эксплуатационные затраты, объем реализа ции, прибыль и др.
Модуль 6 представляет собой экспертизу инвестиционных проектов (ИП) [1] по управлению энергообеспечением и энергопотреблением (рис.2).
В настоящее время при экспертизе ИП в качестве аксиомы регионального развития все большее признание находит принцип коэволюции (совместного сосуществования) человека и биосферы. Известно, что искусственные воспроизводственные циклы, порождаемые человеком, необходимы для его жизнедеятельности. Многие из них изменяют биосферу. Однако данный кругооборот веществ и энергии должен быть согласован с возможностями природной среды и содействовать ее развитию и стабильности. Не согласованное с регенеративной способностью природы функционирование и развитие техносферы, во-первых, ухудшает качество жизни человека (или даже угрожает самому его существованию, как это имеет место во многих регионах) а, во-вторых, само по себе подрывает принципиально ограниченную базу природных ресурсов, без которых невозможно производство материальных благ, и мешает ее воспроизводству. Напротив, многие новые чистые, энергосберегающие и низкоотходные технологии могут не только снижать загрязнения и способствовать восстановлению окружающей среды, но и расширять сырьевую базу. Более того, в силу своей комплексности данные технологии способны обеспечивать лучшие технико-экономические параметры (к.п.д., удельные эксплуатационные затраты), чем технологии, спроектированные без учета экологических факторов.

Рис.2 Принципиальная структура региональной эколого-экономической экспертизы тарифов на энергию
Рис.2 Принципиальная структура региональной эколого-экономической экспертизы тарифов на энергию.

Роль эколого-экономической энергетической экспертизы состоит в данном случае в формировании тарифной политики, стимулирующей разработку и применение указанных выше технологических процессов в рамках соответствующих ИП. В связи с этим необходимым элементом подготовки и отбора последних является проведение экологического анализа.
Сформулируем основной принцип подхода к оценке эффективности ИП, не противоречащий принципу коэволюции: окружающая среда воспринимается и представляется как "природный капитал", выгоды от использования которого поддерживают и обуславливают экономическое развитие региона в целом. Этот "природный капитал" должен учитываться при формировании затрат и результатов от реализации того или иного ИП также, как и капитал, отражающий в стоимостном выражении авансированные и потребленные "рукотворные" средства производства.
Далее следует сказать, что инвестиционная деятельность, направленная на управление энергообеспечением в России практикуется достаточно давно. Однако возможности, которые дает управление энергопотреблением (УЭП) до сих пор не использованы в полной мере.
Наиболее систематизированная информация по этому вопросу была найдена по сети INTERNET в монографии "Перспективы энергоэффективности спроса" Олофа Бъерквиста [7].
Согласно [7] управление спросом - это набор действий, которые включают управление нагрузкой, энергосбережение, электрофикацию и стратегическое стимулирование общего роста энергетического рынка. УЭП осуществляется ЭК при содействии и контроле региональных органов управления в форме программ следующих типов [6, 8]:
1. Информационные программы для пропаганды мер по снижению потребляемой мощности и энергии;
2. Техническая помощь в проектировании энергоэкономичных жилищ и электроприемников;
3. Финансовые субсидии для потребителей, использующих энергосберегающие приборы и технологии, а также допускающих ограничения в периоды прохождения максимума нагрузки;
4. Прямое участие в производстве энергоэкономичных приборов.
Наряду с перечисленными программами данная система позволяет осуществлять программы социальной и экологической направленности, разрабатываемые местными органами власти и общественными организациями.
Планирование и реализация УЭП происходит поэтапно и итерационно [7] .
Первый этап - анализ текущего положения путем оценки эффективности энерготехнологий, а также планирование будущего энергопотребления.
Цель второго этапа - идентифицировать перспективные меры УЭП, концентрируясь на используемом энергоэффективном оборудовании.
На третьем этапе идет разработка программ. Цель этапа 3 - сгруппировать возможные меры, ранжированные на этапе 2 в логические группы для выполнения программы. В отличии от этапа 2 этот этап учитывает поведение потребителей.
Четвертый этап представляет собой оценку предложенных программ с помощью различных тестов.
Эти тесты включают социальный тест , общий тест ресурса, тест участника, тест меры воздействия уровня тарифа и тест затрат ЭК. Все тесты включают в себя ограничения, связанные с экологией (в социальном тесте экологические ограничения выражаются как внешние издержки)
На пятом этапе идет реализация проектов. Он включает составление бюджета, назначение персонала и других ресурсов, детализированное планирование, разработку информационных систем для текущего контроля программ и т.д.
Шестой этап - анализ выполненных или реализуемых программ. Этот этап имеет две цели: контроль реализации программ УЭП и планирование будущей корректировки проектов по управлению спросом.Полный анализ состоит из оценки реализации, воздействия и анализа эффективности затрат.
УЭП может быть использовано не только в качестве системы поддержки объема продаж ЭК, механизма реализации экологических и социальных проектов, но и служить средством исследования и управления региональными энергетическими рынками в целях всего общества.
1. Основные выводы. На основании выполненных исследований можно сделать вывод о целесообразности и перспективности предлагаемой структуры региональной экспертизы как для интегрированного решения плановых задач управления электроэнергетическими системами, так и для научно-методического обеспечения поддержки принятия экспертных решений региональными энергетическими комиссиями
2. Характеристической особенностью региональной экспертизы тарифов на энергию следует считать подход к оценке и отбору инвестиционных проектов по управлению энергообеспечением и энергопотреблением на основе анализа энергосберегающих тенденций, экономических и экологических последействий уровня тарифов для энергокомпаний, потребителей и региона в целом.
3. Управление энергопотреблением может обеспечить экологические эффекты, причем при реализации многих инвестиционных проектов снижение техногенного влияния на экологию является побочным эффектом, не требующим каких-либо финансовых вложений.
4. Предложенная структура модели экспертизы может быть использована в качестве основы создания автоматизированной системы поддержки экспертного анализа, представляющего собой инструментарий региональных энергетических комиссий. Целесообразно продолжение исследований как в части дальнейшего адаптивного развития моделей, так и в части интеллектуализации аналитического обеспечения.


[1] Карпович А.И., Терещенко О.В., Бык Ф.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1996. - 32 с.

[2] Кувшинова М.А., Мудрик Р.А., Макарова С.В. Интегрированное решение задач текущего управления энергетическими системами: Учеб. Пособие /Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 1993 г. - 92 с.

[3] Кувшинова М.А. Модели экспресс-диагностики текущего технико-экономического состояния энергосистем.// Электричество. - 1995. - №1.

[4] Кувшинова М.А. Консультационно-экспертная поддержка текущего управления в АСУ энергосистем// Энергетик. - 1994. - №2.

[5] Томилов В.Г., Филиппова Т.А., Якимова А.П. Совершенствование деятельности энергосистем в области сбыта продукции// Энергетик. - 1995. - №4.

[6] Шлимович В.Д. Управление спросом на электроэнергию в США// Энергохозяйство за рубежом. - 1992. - №2.

[7] Olof Bjerkqvist. Perspectives on Demand-side Energy Efficiency: Submitted to the School of Mechanical and Vehicular Engineering, Chalmers University of Technology in partial fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy (http:\www.entek.chalmers.se\ )

[8] Proc. Amer. Power Conf. Chicago. Apr. 24-26, 1989. - Vol 51. - p. 46-56.

Опубликовано (стр. 54).

Экологически перспективные системы и технологии: Сб. науч. Тр. / Под ред. В.С. Чередниченко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. – Вып. 2. – 174 с.





Реки крови мы пролили на планете,
восторгаясь, озаряясь и балдея;
ничего не знаю гибельней на свете,
чем высокая и светлая идея.
И. Губерман

P.S. Если захотите написать письмо в теме письма напишите SKOMAR2006. Много спама.

Нажми здесь и отправь письмо мне!!!

С уважением, Скомарохов Анатолий.

Объявление. Опубликую Вашу статью бесплатно на этом сайте.


Читайте... Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." Еккл. 1, 18 ;)))



Обмен ссылками

региональная экспертиза тарифов на энергию, управление энергосистемой, тарифы на энергию

экспертиза тарифов на энергию, управление региональными производственными системами, управление энергосистемой

Hosted by uCoz
[AD]
[AD]
[AD]